ГОД ОСНОВАНИЯ 1879

ГОД ВОЗРОЖДЕНИЯ 1991



Межрегиональное Общественное Военно-Патриотическое Объединение
"СОЮЗ РУССКИХ СОКОЛОВ"

Развитие личности подростка в рамках Военно-Патриотического воспитания

 

 

Развитие личности подростка в рамках Военно-Патриотического воспитания

«Строй посвящается Памяти Погибшим за Нашу Родину Героям и получению задания на урок».

 Так начинался еженедельный урок труда в моей школе. И по началу я, десятилетний мальчишка, считал это самодурством учителя, потом привык и, будучи бригадиром в классе, не раз бездумно произносил эту фразу. Но шли годы, и с постепенным пониманием жизненных законов этого мира  пришло понимание той фразы, которую, не задумываясь, повторял каждую неделю. Строй – это такое соединение людей, где каждый плечом к плечу стоит в ожидании своей судьбы. Даже если дети перед началом игры выстроились для расчета на первый – второй, они ожидают, с кем окажутся в одной команде. Изначально строй имел исключительно военное предназначение, и по существу любое построение людей имеет явную аналогию с построением воинов перед битвой. И мой учитель труда в начале каждого урока давал нам, несмышленым пацанам, возможность не столько понять, сколько почувствовать связь между нами и нашими предками.

В настоящее время, занимаясь развитием подростков, нас должно интересовать не только то, какого гражданина получает государство, а ещё и то, что от наших занятий получает сам подросток. Обычный школьный процесс дает знания но практически не занимается развитием личности. Для развития личности подростка необходимы разнообразные ситуации, которыми обладают туристические походы, проявляющие негативные и позитивные черты личности, спортивные секции, воспитывающие волевые качества, и  позволяющие максимально раскрыть физический потенциал человека, экстремальные виды спорта  помогающие человеку развить способность ориентироваться и принимать решения в сложных ситуациях. И получается, что для того, что бы развиваться необходимо посещать большое количество кружков и секций. А, учитывая занятость детей в школе, и высокую на сегодня оплату посещения секций, становится ясно, что современный подросток находится в состоянии произвольного саморазвития.

Данную ситуацию «спасают», в силу своих возможностей, военно – патриотические клубы (далее ВПК) и общества, которые являются наиболее полными  системами воспитания и развития  личности подростка. Методы воспитания подростка в ВПК объединяют в себе возможности  многих секций. Здесь есть и походы, и спорт, и экстрим, так же одним из преимуществ, которым обладает воспитательная система ВПК, является военная дисциплина. Конечно, эта дисциплина не военная, как принято её понимать в армии – не настолько жесткая, так  как ориентирована не на солдат, а на детей. Но  из военной дисциплины взята основа – устав, который адаптирован в качестве методики под работу с детьми. Встает вопрос: почему подростки, свободолюбивые существа, стремящиеся проявить индивидуальность во всем, при соприкосновении с этой дисциплиной, не только готовы подчиняться ей в процессе занятий,  но и начинают привносить её в личную жизнь?

Дело в том, что в подростковом возрасте одной из насущных проблем является самоорганизация. Подростковый период сложен тем, что путь взросления – развитие от ребенка до взрослого – происходит в короткий период, за который подросток должен сформировать новые качества, по крайне мере этого от него требует социальное окружение. Подросток морально находится в «подвешенном» состоянии: он уже не ребенок, но еще не взрослый, и общество к нему относится так, как удобно в зависимости от ситуации. Подросток борется за равноправные отношения со взрослыми, а одним из критериев взрослости, является способность организовать самого себя и свою деятельность. Когда подросток сам себя организовывает, он становится более самостоятельным и менее зависимым от родительской опеки. Это является одной из причин потребности подростка в самодисциплине. Но парадокс в том подросток не может  взять за пример дисциплину в собственной семье (либо по причине её отсутствия, либо из–за духа противоречия подростка отличающего этот период), и вынужден учиться этому вне семьи. Любой обучающий процесс, построенный на военной дисциплине (кадетские корпуса, военно – патриотические клубы и пр.), являются хорошей возможностью для приобретения этого навыка.

Так же, в процессе военно–патриотического воспитания, военная дисциплина помогает подростку научиться находить свободу внутри границ, что является важным жизненным умением.

В деятельности ВПК существует практика полевых выходов, которые способствуют обретению таких навыков как: самостоятельность и ответственность за себя, практика принятие решений. Данные навыки развиваются тогда, когда подросток оказывается в условиях, в которых необходимо самому заботься о себе. Инструктор во время полевого выхода играет роль «надзора» за подростками и не позволит «пропасть», подскажет и научит, а если надо и заставит, но большая часть ответственности лежит все – таки на самом подростке. В ситуации полевого выхода помимо заботы о себе подростки еще должны выполнять тактические задачи, которые им ставит инструктор. Эти задачи направлены как на развитии индивидуальных  умений,  так и на умение работать в группе, а так же способствуют приобретению навыка  выполнять поручения, и правильно ставить задачу другим. Примером могут служить систематические военно – тактические – игры (далее ВТИ), проводимые с подростками в сокольских  обществах. Эти игры похожи на «Зарницы» с той разницей, что проходят они по правилам, максимально приближенным к воинскому уставу, и готовиться к нему подростки начинают в тактических классах  задолго до выезда. В процессе игры детям ставится задача, решать которую они должны сами, оперируя полученными теоретическими знаниями. Взрослые выполняют в игре роль посредников и судий. Детям дается полная свобода в принятии решений и выполнении задач, взрослые же являются просто наблюдателями и имеют право вмешиваться в процесс тактической игры лишь в том случае, когда этого требует безопасность. Такой подход позволяет не только научиться применять теорию на практике, а так же импровизировать знаниями, соединяя их с личным жизненным опытом. Подобные игры являются масштабными тренингами, направленными не только на развитие воинских способностей, а  так же способствует развитию психических функций, таких как внимание, память, мыслительная лабильность (гибкость), воображение. Каждая задача уникальна, и выполнять её шаблонно не получиться, поэтому подросткам приходиться постоянно придумывать новые варианты решений. И в данных условиях у подростков есть возможность проявлять неординарность мышления. В обсуждении и принятии решений участвует каждый член группы. Данный процесс носит характер мозгового штурма, где прислушиваются к каждому мнению, так  как каждое мнение может помочь для решения тактической задачи.  ВТИ очень похожи на игру в шахматы, где участники решают, как ходить фигурам, и в тоже время сами являются этими фигурами. Так как атмосфера является игровой, а следовательно безопасной, подростки не боятся делать ошибки, что снимает внутреннее напряжение и позволяет раскрыться личностным качествам каждого и часто проявляются качества, новые для самого подростка.

Также хотелось бы отметить, что воинское воспитание позволяет подростку адекватно проявлять энергию агрессии. В ВПК помимо тактики, строевой дисциплины, экстремальных видов спорта (парашютный спорт, горная подготовка, байдарочный спорт и пр.), стрелковой подготовки проводятся занятия и соревнования по рукопашному бою. Разные клубы специализируются на разных стилях боя (карате, армейский рукопашный бой, русский стиль, и пр.).  Во время внутриклубных тренировок и соревнований между клубами присутствует агрессия, но отсутствует злоба и ненависть к противнику. Эти ребята связаны между собой не просто увлечением рукопашным боем, а теми трудностями, которые они преодолевают в теории и практике военного искусства. Воинское искусство в очень многих ситуациях требует от подростка самоконтроля и выдержки, и тот, кто не обладает этими качествами, просто вынужден им учиться.  

В заключении хочу дополнить, что в душе каждого подростка присутствует внутренняя фигура воина–защитника, героя. Она проявляется в том, что любой мальчишка мечтает, как он спасает понравившуюся ему девочку от хулиганов и если кто-то обидит его, он представляет, как вырастит сильным и проучит обидчика или создает в фантазиях героя, при появлении которого все обидчики позорно ретируются. Именно по этой причине все мальчишки любят смотреть фильмы с яркими героическими образами – ведь в момент просмотра работает эффект внутреннего отождествления с героем. Причем замечено, что чем нереальнее внутренний герой (умеет летать, обладает феноменальной силой и т.п.), тем беззащитнее ощущает себя личность. Так вот в процессе  военно-патриотического воспитания, у подростка появляется возможность в тренеровочно–игровой ситуации проявить эту фигуру героя вовне. Со временем фигура героя корректируется самим подростком, становясь не столько фантазийной, сколько реальной и адекватной этому миру. Подросток уже не просто фантазирует, а знает, как действует его герой в реальной ситуации, и на что вообще он способен. Он перестает мечтать быть защитником, и постепенно начинает себя им ощущать, что придает подростку уверенность в себе, и снимает определенную часть тревожности у взрослеющей личности. 


М.С. Кучинский, инструктор общества "Соколы России"